Главная / Азы развития/ Игры, ... / Общение / Чего хочет ребенок / Рассылка |
Эти игры очень интересны и для домашнего досуга, и для развлечения
гостей, и для детей, и для взрослых.
Для игры необходимо по крайней мере два человека: обучающийся и
тренер. Оптимальное количество шесть человек, потому что тогда каждый может
побывать и испытуемым и тренером, прежде чем группа утомится; большая группа,
например класс или лекционная аудитория, тоже возможна, потому что наблюдать за
этим почти так же увлекательно, как участвовать.
Вы отсылаете испытуемого из
комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть
сформулировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться
на стул. Испытуемый приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и
производить любые движения; тренер свистком подкрепляет движения в направлении
желаемого действия. Я предпочитаю, по крайней мере при первых нескольких
подкреплениях, придерживаться правила, чтобы "подопытный" должен был
возвращаться к дверям после каждого подкрепления начинать действия заново; это,
по-видимому, препятствует развитию у некоторых испытуемых тенденции просто
останавливаться в том месте, где было получено последнее подкрепление. И никаких
разговоров.
Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются
(разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не
достигнуто задуманное поведение.
Обычно обучающие игры протекают довольно
быстро. Вот пример:
Я вела занятия по приемам дрессировки в старшем классе
школы. Леонард был подопытным, а Бет тренером. Поведение состояло в том, чтобы
включить свет выключателем, расположенным на стене.
Леонард пошел в комнату и
начал по ней двигаться, а Бет быстро обучала его подходить к стене, на которой
находился выключатель. Однако Леонард начал свое движение, держа руки в
карманах: после нескольких подкреплений за движение с руками в карманах, их там
как будто приклеили. Он толкал стену, поворачивался и прислонялся к ней, он даже
прислонился к выключателю, но казалось, что он не замечал выключателя и ни разу
не вынул рук из карманов.
Наблюдая это, я думала, что если бы была
возможность заставить Леонарда ощупывать стену рукой, он заметил бы выключатель
и зажег бы свет. Но как вынуть эти руки из карманов? Бет "подловила" с помощью
свистка сгибание ног в коленях в то время, когда Леонард стоял спиной к стене, и
скоро обучила его тереться спиной о стенку около выключателя. Остальные ученики
начали хихикать, так как поняли, что, сдвинув эти движения в сторону, Бет может
заставить Леонарда нажать выключатель спиной и тем самым достичь результата
случайно, если уж не получается преднамеренно. Но это был медленный процесс, а
мы стали замечать, что Леонард начинает расстраиваться и сердиться.
"Можно я
попробую?" - спросила Марта. Бет взглянула на меня вопросительно, я кивнула,
класс согласился с видимой неохотой, и Марта вынула свой собственный свисток
(подкрепление в виде владения свистком производилось в условиях очередности).
Марта отправила Леонарда назад на стартовую позицию у двери, а затем поставила
стул недалеко от выключателя на расстоянии примерно фута от стены, уселась на
него сама и кивнула Леонарду, чтобы он начинал. Он тотчас же кинулся к стене,
где его так часто подкрепляли, следуя мимо Марты и видимо игнорируя ее новое
положение. Когда он проходил мимо нее, она быстро выставила ногу, дав ему
подножку.
Руки Леонарда вылетели из кармана и уперлись в стену, чтобы
предотвратить падение; как только руки коснулись стены, раздался свисток.
Леонард застыл. Он глядел на Марту.
Она смотрела в пространство, чтобы не
давать ему никакого намека. Он начал осторожно похлопывать по стене; она это
действие подкрепила. Он снова похлопал по стене и на этот раз посмотрел на то,
что делает; она снова это подкрепила.
Затем мы все увидели, как Леонард
внезапно посмотрел на выключатель. Все затаили дыхание. У него напряглась спина
от внезапного осознания, и он включил свет. Бурные аплодисменты.
Все
участвующие в обучающей игре, будь то участники или зрители, получают урок почти
при каждом подкреплении. Прежде всего тренер должен уяснить, что точность
времени подачи подкрепления превыше всего.
Предположим, испытуемый
приближается к выключателю, но в этот момент, когда тренер дает свисток,
поворачивается в сторону от него. Ладно, думает тренер, я подловлю его в
следующий раз. А теперь, предположим, испытуемый возвращается на стартовую
позицию, затем быстро направляется в сторону выключателя и поворачивается от
него. Увы! Тренер сформировал этот поворот. И все, а не только тренер, видят,
насколько критично дать свисток чуть раньше, пока желаемое поведение в
действительности осуществляется.
Мы
играли вдвоем со старшим сыном (ему 9 лет) прямо на ходу на улице (вместо
свистка мы просто хлопали в ладоши). Только задания выбирали простые - например,
дотронуться рукой до носа. Нам было очень весело и три квартала пешком мы
преодолели незаметно! Сыну очень понравилось и мы научили играть
младших.
Сначала ведущей была я, Лева (старший) был обучаемым, а малыши (7 и
6 лет) наблюдали. Затем мы все менялись ролями. Игра получилась азартной, при
чем малышам больше нравилось быть в роли ведущих (видимо, меньше риска и
неизвестности). Они легко научились подавать подкрепляющий сигнал точно в нужный
момент, поэтому даже сложные задания оказались выполнимыми.
По окончании игры
дети охотно "дали интервью": Андрюше (ему шесть) понравился момент, когда
обучаемый под его руководством наконец достигал цели (я мастерски запинула мяч
под кровать!).
У Левы самые незабываемые ощущения - инсайт (озарение, вспышка
осознания!) в момент достижения цели в роли обучаемого.
А сколько нужно
бдительности, внимательности к своим действиям и действиям
другого!
Действительно, я согласилась с Карен Прайор - сама игра была для
нас общением (действенным, качественным).
А Вы уже играли?! - Напишите
мне об этом! С удовольствием опубликую Ваши рассказы, наблюдения и озарения.
Возможно, именно Вашего опыта так не хватает кому-то!
Присылайте свои
варианты решения проблем со своими малышами, которых Вам удалось достичь с
помощью метода положительного подкрепления! Делитесь с нами своими
решениями.
!!!Помните, что информация лучше усваивается тогда, когда мы
делимся ей с другими!!!