Главная / Азы развития/ Игры, ... / Общение / Чего хочет ребенок / Рассылка

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ.
Из книги Карен Прайор "Не рычите на собаку"

   Эти игры очень интересны и для домашнего досуга, и для развлечения гостей, и для детей, и для взрослых.
   Для игры необходимо по крайней мере два человека: обучающийся и тренер. Оптимальное количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и испытуемым и тренером, прежде чем группа утомится; большая группа, например класс или лекционная аудитория, тоже возможна, потому что наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать.
   Вы отсылаете испытуемого из комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформулировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Испытуемый приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер свистком подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Я предпочитаю, по крайней мере при первых нескольких подкреплениях, придерживаться правила, чтобы "подопытный" должен был возвращаться к дверям после каждого подкрепления начинать действия заново; это, по-видимому, препятствует развитию у некоторых испытуемых тенденции просто останавливаться в том месте, где было получено последнее подкрепление. И никаких разговоров.
   Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются (разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.

   Обычно обучающие игры протекают довольно быстро. Вот пример:
   Я вела занятия по приемам дрессировки в старшем классе школы. Леонард был подопытным, а Бет тренером. Поведение состояло в том, чтобы включить свет выключателем, расположенным на стене.
   Леонард пошел в комнату и начал по ней двигаться, а Бет быстро обучала его подходить к стене, на которой находился выключатель. Однако Леонард начал свое движение, держа руки в карманах: после нескольких подкреплений за движение с руками в карманах, их там как будто приклеили. Он толкал стену, поворачивался и прислонялся к ней, он даже прислонился к выключателю, но казалось, что он не замечал выключателя и ни разу не вынул рук из карманов.
   Наблюдая это, я думала, что если бы была возможность заставить Леонарда ощупывать стену рукой, он заметил бы выключатель и зажег бы свет. Но как вынуть эти руки из карманов? Бет "подловила" с помощью свистка сгибание ног в коленях в то время, когда Леонард стоял спиной к стене, и скоро обучила его тереться спиной о стенку около выключателя. Остальные ученики начали хихикать, так как поняли, что, сдвинув эти движения в сторону, Бет может заставить Леонарда нажать выключатель спиной и тем самым достичь результата случайно, если уж не получается преднамеренно. Но это был медленный процесс, а мы стали замечать, что Леонард начинает расстраиваться и сердиться.
   "Можно я попробую?" - спросила Марта. Бет взглянула на меня вопросительно, я кивнула, класс согласился с видимой неохотой, и Марта вынула свой собственный свисток (подкрепление в виде владения свистком производилось в условиях очередности). Марта отправила Леонарда назад на стартовую позицию у двери, а затем поставила стул недалеко от выключателя на расстоянии примерно фута от стены, уселась на него сама и кивнула Леонарду, чтобы он начинал. Он тотчас же кинулся к стене, где его так часто подкрепляли, следуя мимо Марты и видимо игнорируя ее новое положение. Когда он проходил мимо нее, она быстро выставила ногу, дав ему подножку.
   Руки Леонарда вылетели из кармана и уперлись в стену, чтобы предотвратить падение; как только руки коснулись стены, раздался свисток. Леонард застыл. Он глядел на Марту.
   Она смотрела в пространство, чтобы не давать ему никакого намека. Он начал осторожно похлопывать по стене; она это действие подкрепила. Он снова похлопал по стене и на этот раз посмотрел на то, что делает; она снова это подкрепила.
   Затем мы все увидели, как Леонард внезапно посмотрел на выключатель. Все затаили дыхание. У него напряглась спина от внезапного осознания, и он включил свет. Бурные аплодисменты.
   Все участвующие в обучающей игре, будь то участники или зрители, получают урок почти при каждом подкреплении. Прежде всего тренер должен уяснить, что точность времени подачи подкрепления превыше всего.
   Предположим, испытуемый приближается к выключателю, но в этот момент, когда тренер дает свисток, поворачивается в сторону от него. Ладно, думает тренер, я подловлю его в следующий раз. А теперь, предположим, испытуемый возвращается на стартовую позицию, затем быстро направляется в сторону выключателя и поворачивается от него. Увы! Тренер сформировал этот поворот. И все, а не только тренер, видят, насколько критично дать свисток чуть раньше, пока желаемое поведение в действительности осуществляется.
   Мы играли вдвоем со старшим сыном (ему 9 лет) прямо на ходу на улице (вместо свистка мы просто хлопали в ладоши). Только задания выбирали простые - например, дотронуться рукой до носа. Нам было очень весело и три квартала пешком мы преодолели незаметно! Сыну очень понравилось и мы научили играть младших.
   Сначала ведущей была я, Лева (старший) был обучаемым, а малыши (7 и 6 лет) наблюдали. Затем мы все менялись ролями. Игра получилась азартной, при чем малышам больше нравилось быть в роли ведущих (видимо, меньше риска и неизвестности). Они легко научились подавать подкрепляющий сигнал точно в нужный момент, поэтому даже сложные задания оказались выполнимыми.
   По окончании игры дети охотно "дали интервью": Андрюше (ему шесть) понравился момент, когда обучаемый под его руководством наконец достигал цели (я мастерски запинула мяч под кровать!).
   У Левы самые незабываемые ощущения - инсайт (озарение, вспышка осознания!) в момент достижения цели в роли обучаемого.
   А сколько нужно бдительности, внимательности к своим действиям и действиям другого!

   Действительно, я согласилась с Карен Прайор - сама игра была для нас общением (действенным, качественным).

   А Вы уже играли?! - Напишите мне об этом! С удовольствием опубликую Ваши рассказы, наблюдения и озарения. Возможно, именно Вашего опыта так не хватает кому-то!
Присылайте свои варианты решения проблем со своими малышами, которых Вам удалось достичь с помощью метода положительного подкрепления! Делитесь с нами своими решениями.

   !!!Помните, что информация лучше усваивается тогда, когда мы делимся ей с другими!!!

Используются технологии uCoz